Изготовление фальцевой кровли из листовой стали

Для покрытия скатов крыши, изготовления настенных желобов, свесов карнизных и т. д. применяют фальцевые картины. Картина — это часть кровельного покрытия, у которого края заранее подготовлены для устройства фальцевого соединения. Основным достоинством фальцевых соединений является отсутствие сквозных отверстий на поверхности кровельного материала, что гарантирует высокую надежность соединений и антикоррозийные свойства. Обычно картины устраивают составными из двух листов оцинкованной стали (85...90%), иногда, в рядовых полосах для добавок одинарными (10...15%). Кровельное листовое железо для изготовления картин должно быть ровным и иметь все углы прямыми. Подготовка листов к фальцевым соединениям производится кровельщиком заранее на верстаке, столешница которого с одной или двух сторон окантована стальными уголками.

Лежачие и стоячие фальцы

Существуют разные виды фальцевых соединений. Они делятся по внешнему виду: лежачие и стоячие. И по плотности соедиения: одинарные и двойные.

виды фальцевых соединений

Последовательность изготовления фальцевых соединений представлена на рисунке. Размеры фальцев приведены для листовых кровельных материалов толщиной от 0,45 до 0,7 мм. Если применяется более толстое кровельное листовое железо, то размеры отгибов надо увеличить на 20%.

Последовательность изготовления фальцевых соединений
Последовательность изготовления фальцевых соединений:
а - одинарный лежачий фальц, отгиб кромки;
б - одинарный лежачий фальц, соединение листов (пунктир - лист с подсечкой);
в - двойной лежачий фальц, отгиб кромки;
г - двойной лежачий фальц, соединение листов;
д - одинарный стоячий фальц, отгибы кромок в листах;
е - одинарный стоячий фальц (гребнем), соединения листов;
ж - двойной стоячий фальц, отгибы кромок в листах;
з - двойной стоячий фальц, промежуточный отгиб;
и - двойной стоячий фальц (гребнем), законченное соединение листов.

Изготовление фальц-картины

Скаты крыши кроют полосами, представляющими собой последовательное соединение картин. Как правило, при устройстве фальцевой кровле необходимо двойных картин 85-90% и одинарных 10-15%. Одинарные фальц-картины применяются в качестве дополнений в полосах. Картины заранее заготавливают на верстаке. Для изготовления лежачего фальца отгибают кромку шириной 10 мм на короткой стороне листа. Потом отгибают кромку на второй стороне, предварительно перевернув лист. Таким образом, кромки на коротких сторонах листа будут отогнуты в разные стороны. Для устройства картины обработанные листы железа соединяют попарно. Уплотняют фальцы с помощью деревянного молотка.

Для устройства стоячих фальцев (гребней) на подготовленной картине также необходимо отогнуть продольные кромки под углом 90°. На левой стороне картины отгибают малый гребень высотой 20-25 мм, а на правой стороне для устройства стоячего фальца отгибают кромку на большую высоту 40-45 мм. При этом чтобы не повредить загнутые на коротких сторонах листа лежачие фальцы, на углах изготавливаемой картины кромки обоих стоячих фальцев на длине около 70 мм не загибают.

Двойная фальц-картина для рядового покрытия
Двойная фальц-картина для рядового покрытия

Изготовление элементов карнизного свеса

При изготовлении частей для карнизных свесов ориентируются на уклон настенных желобов. Наилучшим уклон настенных желобов для северных и средних районов России является 1:20, а в южных районах, где имеет место частое выпадение обильных осадков - 1:10. Рассмотрим порядок изготовления фальц-картин карнизного свеса когда уклон равен 1:20, а дистанция между водоприемными воронками - 12 м.

раскрой заготовок для покрытия карнизного свеса
(1-5) раскрой заготовок для покрытия карнизного свеса

Вдоль шнура на дощатом основании размещают семь листов кровельной оцинкованной стали с достаточным припуском (около 60 мм) для последующего изготовления отгибов кромок для соединения лежачим фальцем. Для устройства капельника с отворотной губкой и свеса с вылетом 120 мм от точки а на нижней продольной кромке размещенных листов откладывают отрезок аб, равный 200 мм, далее отрезок бв = АУ,

где А — пространство между водоразделом и воронкой, равное 6 м;
У — уклон в 5%, т.е. с соотношением 1:20,

Таким образом, бв = 6*1000*1/20 = 600*1/2 = 300 мм.

Для перекрытия верхней кромки карнизного свеса водосточными желобами в том же направлении откладывают отрезок вг равный 150 мм.

Вдоль нижней кромки размещенных листов из точки а откладывают отрезок ад, равный половине расстояния между водоприемными воронками. Далее на вертикальном отрезке, восстановленном из точки д, откладывают отрезки де и еж, равные соответственно 200 и 150 мм. После этого с помощью отбивочного шнура прокладывают линию ве. Так же с помощью шнура прокладывают вторую линию, через все листы по диагонали (через точки гж). Наконец, из точки л откладывают отрезок кл, равный дж. Как и ранее, из точки к откладывают половину пролета км, равную 6000 мм, и припуски на поперечные фальцы (30 мм).

Проставляя масляной краской на заготовках картин цифры 1-5, их размечают. Далее уложенную полосу листов разрезают в продольном (по линии ги) и в трех поперечных направлениях: слева от прямой кл и справа от прямых жд и ми. Заштрихованные на рисунке участки обрезают и используют в последующем для изготовления деталей кляммер и водоприемных воронок.

Одинарная фальц-картина для покрытия карнизного свеса
Одинарная фальц-картина для покрытия карнизного свеса:
а - готовая одинарная фальц-картина (штрих-пунктиром показан контур заготовки);
б - последовательность гибки капельника (1-5).

При ручном изготовлении фальц-картин заготовки с помощью деревянной киянки загибают далее на верстаке. Затем, предварительно обрезав нижние углы всех заготовок на 35-45° для уменьшения толщины фальцевых соединений в местах стыкования, приступают к гибке капельников с отворотными губками (узел II на рис. а). Последовательность гибки капельника показана на рис. б.

Скачало в заготовке фальц-картины отгибают губку на продольной стороне с угловыми вырезами, далее изготавливают боковые отвороты на поперечных сторонах картины для фальцевого соединения с соседними картинами посредством двойных лежачих фальцев. Стрелками на рис.б изображены направления ударов киянки при производстве гибке.

Отвороты в фальцевых картинах для их соединения на карнизе в одну полосу отгибают так, как показано на рис. а. Таким образом, все фальцевые соединения на участке кровли между воронками будут направлены в разные стороны от водораздела (по стоку воды).

Рядовое покрытие кровли крыши

После устройства карнизных свесов кровли и настенных желобов производят покрытие скатов крыши (в первую очередь противоположные фасадным, далее фасадные). Порядок производства рядового покрытия кровли зависит от формы крыши: первую полосу на фронтонных крышах размещают вдоль фронтона или брандмауэра; на многощипцовых, вальмовых и полувальмовых первую полосу картин прокладывают от начала коньков.

Рядовое покрытие ската кровли
Рядовое покрытие ската:
а - укладка рядовых полос;
б - поперечное примыкание ската к стене;
в - коньковый стоячий фальц;
г - крепление фронтонного края рядовой полосы;
1 - картина в рядовой полосе;
2, 3 - одинарные лежачий и стоячий фальцы;
4 - коньковый стоячий фальц;
5 - доска;
6 - брусок;
7 - фартук;
8 - закладной брусок;
9 - толевый гвоздь;
10 - цементно-песчаный раствор;
11 - фронтонная кляммера;
12 - кровельный гвоздь.

Обычно, фальц-картины в рядах располагают в направлении от желоба к коньку. Края в стоячих фальцах 3 в границах одного ската кровли гнут в одну сторону. У первой картины первой рядовой полосы 1 размещают следующую, которую крепят отгибом предыдущей, и т. д. Картины между собой соединяют лежачими 2 фальцами. В качестве подкладки при уплотнении фальцев применяют стальную полосу 5х60 мм. В подготовленной полосе в местах соединения картин выгибают кромки для устройства стоячих фальцев 3. Все рядовые полосы на покрываемом скате пропускают на конек таким образом, чтобы после обрезки имелась возможность отогнуть коньковую кромку на первом скате кровли высотой 30 мм, на втором — 50 мм. Стоячие фальцы 3 рядового покрытия кровли, выходящие к ребрам и на конек крыши, загибают в сторону малого отгиба на 80-100 мм. Для реберного соединения предусматривают припуски, как и для конькового стоячего фальца 4 (рис. в).

Закрепив за малый отгиб полосу гвоздем, у досок 5 конька при помощи нити проверяют ее положение. После этого закрепляют рядовую полосу по длине малого отгиба, плотно притягивая ее к обрешетке ската кляммерами. Кляммеры размещают из расчета от двух на каждую сторону листа (приблизительно через 600 мм), крепят гвоздями 12 (3,5х45 мм) к боковым сторонам брусков 6 обрешетки крыши и гнут их на кромку малого отгиба. При совпадении в рядовой полосе кляммеры с лежачим фальцем, ее размещают на другой стороне бруска. Соседнии рядовые полосы на кровельном скате располагают так, чтобы относительное смещение лежачих фальцев в картинах в границах одного ската кровли и относительное смещение стоячих фальцев на противолежащем скате кровли были не меньше 50 мм (рис. а). Добиться этого можно подрезкой на 50 мм всех четных полос у конька крыши и обрезкой первой рядовой полосы соседнего ската в продольном направлении. В процессе обрезки необходимо обращать внимание на то, чтобы лежачие фальцы в полосе не совпадали с отгибаемыми кромками конькового стоячего фальца.

Вторую рядовую полосу монтируют так же как и первую. Далее ее краем с большим отгибом пододвигают к первой полосе к кромке с малым отгибом. Сторону второй полосы с малым отгибом закрепляют на обрешетке кляммерами, затем производят соединению полос стоячим фальцем. Бывают случаи когда рядовые полосы закрепляют только у кляммер, а окончательное их соединение производят после, когда рядовыми полосами будет накрыт весь скат кровли.

Устройство соединений одинарным стоячим фальцем производят при помощи киянки и гребнегиба. Для этого кровельщику необходимо разместиться так, чтобы видеть весь загибаемый фальц. Продвигаться нужно от карниза к коньку. Вплотную к большому отгибу размещают гибочный скребок гребнегиба так, чтобы малый отгиб одновременно был на одном уровне со скребком. Затем кровельщик загибает киянкой край большого отгиба на плоскость скребка в тоже время плавно перемещая гребнегиб по длине фальца. Далее, продвигаясь вперед, ударами киянки необходимо завернуть кромку большого отворота из горизонтального положения книзу. Для уплотнения фальцевого соединения кровельщик, снова передвигаясь вдоль кромки, равномерно наносит удары деревянной киянкой, переставляя одновременно гребнегиб вдоль уплотняемого фальца.

Соединение стоячим фальцем картин
Соединение стоячим фальцем картин:
(а) с помощью кровельных молотков;
(б) с помощью молотка и бруса-отворотки.

Если гребнегиба и киянки в наличии нет, то соединение картин можно произвести простыми другими способами: с помощью молотка и бруса-отворотки, двумя кровельными молотками.

В первом случае (рис. а) один молоток применяют как скребок гребнегиба, сваливая вторым молотком-ручником фальц. Потом молоток-ручник применяется в качестве бруска гребнегиба (упор), а вторым молотком уплотняют фальц.

Во втором случае (рис. б) молотком сваливают фальц на скребковую часть бруса-отворотки. Затем отворотку перемещают таким образом, чтобы брус упирался в тыльную часть фальца. Затем кровельщик уплотняет фальц, равномерно нанося удары молотком по отогнутой кромке фальца.

В настоящее время для устройстава фальцевых соединений в основном применяются специальное гребнегибочное оборудование и гребнегибы новых конструкций, предоставляющие возможность производить эти операции без использования кровельных молотков.

Наши контакты

141013, Московская обл., г. Мытищи, улица Силикатная , дом 36 (территория завода "Стройперлит")
Телефон: +7 495 778 8266
Мобильный: +7 901 585 0335
E-mail: eridanm@mail.ru

Компания "Эридан-M" осуществляет подбор, доставку кровельных материалов в пределах г. Москвы и Московской области, выезд замерщика, составление сметы, монтаж кровли из оцинкованной стали.

Наша продукция

Расчет кровли крыши

Данный "калькулятор" поможет самостоятельно рассчитать количество и стоимость кровельных материалов, необходимых для изготовления кровли из оцинковки.

Внимание! Расчет носит информативный характер.

Материал:
Тип крыши:


';

Отправить запрос

* - обязательно для заполнения

Проверочный код